Добавить в закладки Подписаться на новости
Максим Соколов Максим Соколов, Министр транспорта РФ:

Идея  возложить обязанность по оценке уязвимости ТС на заводы–изготовители – сталкивается с очевидным контраргументом

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Всероссийская ежегодная конференция "Транспортная безопасность и технологии - 2013"

                          

3 октября в Москве состоялась Всероссийская ежегодная конференция «Транспортная безопасность и технологии – 2013». Организаторы Конференции - комитет по транспорту Государственной думы РФ и Министерство транспорта РФ. 

Оператор конференции – РИА «Индустрия безопасности», являющееся учредителем ряда медиапроектов в области безопасности объектов ключевых отраслей экономики России и, в частности, отраслевого журнала «Транспортная безопасность и технологии».

          

            

В мероприятии приняли участие свыше 200 специалистов в области транспортной безопасности и представителей государственных органов власти из более чем тридцати  субъектов Российской Федерации.

Кликните для увеличения Участники в Красном зале

Открывая конференцию, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по транспорту Александр Старовойтов рассказал о законодательном обеспечении деятельности в сфере транспортной безопасности и совершенствовании нормативно-правовых актов в этой сфере. 

В частности, о принятом Государственной Думой в первом чтении проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Он также отметил, что ряд принятых государственными органами в развитие 16-ФЗ «О транспортной безопасности» нормативных актов содержат необоснованные и неправомерные нормы. 

 

 Так, утвержденные Минтрансом России Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта содержат положения, касающиеся прохода и перемещения пассажиров и багажа в зоне транспортной безопасности ОТИ и ТС. 

При этом законодательного определения «зоны транспортной безопасности» на сегодня нет. То же касается создания подразделений транспортной безопасности. Между тем, транспортное сообщество, уже больше двух лет живет по этим Требованиям, и надзирающие органы в лице прокуратуры и Ространснадзора выносят им предписания и штрафы.

 

Законодательное регулирование вопросов, связанных с транспортной безопасностью – дело непростое, поскольку очень тяжело найти точку равновесия для всех видов транспорта. Если какие-то формулировки, например, устраивают авиаторов, то одновременно не устраивают железнодорожников и т.д. Это связано с тем, что специфика деятельности у транспортников в некоторых случаях  существенно отличается. 

«Поэтому работа по совершенствованию законодательства в области транспортной безопасности должна продолжаться, и я надеюсь, что мы совместными усилиями найдем оптимальное решение накопившихся проблем и вопросов», – Александр Старовойтов.

 

И.о. Департамента безопасности и специальных программ Минтранса России Владимиру Морозову после доклада о правовом регулировании в области обеспечения транспортной безопасности пришлось ответить на несколько очень непростых вопросов участников конференции. 

В частности, операторы пассажирских перевозок были возмущены тем обстоятельством, что требования законодательства в области транспортной безопасности, в частности Приказ Минтранса №98 о формировании автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах фактически не распространяются на заказные перевозки, доля которых на рынке – более 70%.  Кроме того, огромные затраты на категорирование ОТИ не по карману многим региональным операторам, зачастую содержащим убыточные автовокзалы и регулярные маршруты. Как отметил один из участников конференции: «У нас 14 станций, где в день проходят в среднем по 80 пассажиров, и только 2 прибыльных вокзала! Между тем, мы сейчас единовременно должны потратить 1,3 млн. рублей на выкуп земли и установку оборудования согласно законодательству о ТБ, а затем ежемесячно платить по 130 тыс. за охрану наших объектов. В этой ситуации нам проще отказаться от таких станций, превратив их в обычные остановочные пункты, что создаст массу неудобств пассажирам».

Заместитель начальника ГУТ МВД РФ Дмитрий Кондратьев поднял проблему досмотра пассажиров в аэропортах, на вокзалах, объектах метрополитена и т.д. Сегодня ситуация такова, что право на досмотр имеют только сотрудники служб авиационной безопасности и МВД. «Однако численность транспортной полиции – около 42 тыс. сотрудников, и она ограничена Указом Президента России, – отметил Дмитрий Кондратьев. – И реально силы полиции сегодня не в состоянии закрыть все проблемные зоны транспортной безопасности на вокзалах». 

 

По мнению МВД, вызывает беспокойство также ход работ по формированию автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, которые должны быть завершены в этом году. Пока полная информация в МВД поступает только о пассажирах железнодорожного транспорта, примерно на 40% – авиационного. Что же касается морского и речного, а также автомобильного транспорта, то здесь проблем с налаживанием устойчивых каналов передачи данных еще очень много.

Участники конференции могли также «вживую» ознакомиться с последними технологическими новинками и решениями в области транспортной безопасности, посетив стенды компаний, являющихся лидерами в этой области. Свои экспозиции в частности представили: Научно-исследовательский и конструкторский институт радиоэлектронной техники (НИКИРЭТ), ООО «Влибор системс», ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры», ООО «Автоматика-С», Компания Alphaopen, ЗАО «Пентакон», ООО «Эдванс-И».

 

Значительный блок вопросов был рассмотрен на конференции в области транспортной безопасности на воздушном транспорте. Тон дискуссии задал заместитель руководителя Росавиации Николай Захряпин. Он сообщил, что в 2012 году российские авиаперевозчики перевезли на 15,5% больше пассажиров и на 2% грузов, чем в 2011-м. Эта динамика означает, в том числе, и рост угроз. При этом работа в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном флоте имеет свою специфику, которую далеко не всегда понимают представители аккредитованных специализированных организаций, проводящие оценку уязвимости. 

Большой проблемой также является необходимость участникам рынка всякий раз заново категорировать однотипные транспортные средства.

«Назрела необходимость пересмотра критериев категорирования, – заявил Н. Захряпин. – Категорию ТС в авиации, на наш взгляд, необходимо присваивать на основе такого показателя, как максимальная взлетная масса судна». 

Сейчас для местных линий, удаленных аэропортов с малой интенсивностью полетов и небольшим пассажиропотоком вводится 5-я категория уязвимости. Что позволит им минимизировать затраты в области ТБ. Кроме того, Росавиация ведет работу по нераспространению требований законодательства по ТБ на легкие и сверхлегкие воздушные суда. Подобный подход, в соответствии с которым категорирование однотипных транспортных средств осуществлялось бы по упрощенной схеме, поддерживают представители всех отраслей – и автомобильного, и морского, и железнодорожного транспорта.

 В свою очередь, Виктор Крылов, генеральный директор ЗАО «ПЕНТАКОН», обратил внимание на проблемы оснащения объектов транспортной инфраструктуры. «Конечно, как театр начинается с вешалки, так и защита любого объекта начинается с защиты его периметра от проникновения нежелательных лиц, – заявил В. Крылов. – Но, поскольку необходимое противодействие нарушителю на практике может быть осуществлено только человеком, то одного ограждения территории очевидно недостаточно. Требуется оснащение периметра автоматизированным комплексом технических средств, обеспечивающих полное, достоверное и своевременное информирование службы охраны о происшествии. Он включает систему периметральной сигнализации, телевизионное и тепловизионное наблюдение, охранное освещение, контроль доступа и др.».

Ряд соответствующих проблемных вопросов осветили – начальник УТБ Ространснадзора Роман Таланцев, заместитель начальника УТБ Росжелдора Михаила Рябов и другие участники. А заместитель начальника УТБ Росавтодора Николай Антоненко предложил исключить из перечня категорируемых объектов также дороги, сохранив в нем сами объекты дорожной инфраструктуры – мосты, тоннели, эстакады и т.д.

Аналогично многие участники конференции говорили о некомпетентности аккредитованных организаций, осуществляющих оценку уязвимости. Как отметил заместитель начальника отдела УТБ Департамента безопасности ОАО «РЖД» Вадим Гугняев, из более чем 2 тыс. ОУ, проведенных в компании, не оказалось ни одной, которая бы была проведена качественно и не вызывала вопросов. А, по словам заместителя начальника Московского метрополитена по безопасности Владимира Муратова, перенос сроков оснащения Московского метро системами ТБ связан именно с нежеланием выполнять явно избыточные и неэффективные требования, навязываемые предприятию.

 

Проблему доступа к кодам и совместимости охранного оборудования, которым оснащаются объекты транспортной инфраструктуры, поднял президент консорциума «Интегра-С» Владимир Куделькин. Он привел пример оснащения Курского вокзала, когда немецкая компания – производитель оборудования отказалась предоставить коды доступа, необходимые для интеграции объекта в общую систему вокзалов. На сегодня в стране нет законодательной базы, которая бы обязывала поставщиков оборудования предоставлять такую информацию. Кроме того, в крупных аэропортах страны системы безопасности госграницы, таможни и самого аэропорта зачастую дублируют друг друга, и интегрировать эту «солянку» в общую систему очень сложно.

При этом примеры уникальных российских разработок в области построения комплексных полностью автоматизированных систем управления транспортной безопасностью в стране есть! Один из них – система ТБ Сочинского аэропорта, созданная компанией «Электроника». По словам начальника отдела исследований и разработки, руководителя инновационных проектов ООО ПСЦ «Электроника» Андрея Скворцова, эта «умная» система не только сигнализирует диспетчеру о возникновении тех или иных угроз, но и выдает алгоритм его дальнейших действий в соответствии с заложенными в базу протоколами.

Генеральный директор ООО «ВЛИБОР Системс» Семен Пирумов рассказал о последних разработках в области досмотрового оборудования и, в частности, о досмотровых комплексах нового поколения с функцией распознавания материалов. А Генеральный директор компании ЦИБИТ Олег Иванов о технологиях шифрования и средствах криптографической защиты, а также о лицензировании этой деятельности.

От имени организаторов Конференции, партнерам и наиболее активным ее участникам были вручены памятные плакетки.

      

Подводя итоги конференции, генеральный директор РИА «Индустрия безопасности» Сергей Груздь отметил, что проведенная дискуссия оказалась очень полезной и плодотворной, поскольку не только позволила выявить имеющиеся проблемы в области законодательного регулирования транспортной безопасности, но и сформировать конкретные предложения по его совершенствованию.

Итоговый документ конференции – Резолюция (скачать), одобренная большинством участников, будет направлен в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации, Минтранс, а также другие заинтересованные организации в качестве рекомендаций транспортного сообщества

Более подробная информация об итогах II Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии — 2013» будет опубликована в очередном выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии».

Для того чтобы ознакомиться более подробно с оргомитетом Конференции, списком участников, программой и пр. перейдите на организационную страницу Конференции >>>

 В настоящий обзор вошли далеко не все фотографии с мероприятия. Для просмотра более полного фоторепортажа вы можете перейти в специальную галерею сайта>>>

Редакция отраслевого журнала 
"Транспортная безопасность и технологии"
 

Взаимодействие >