Добавить в закладки Подписаться на новости
Вячеслав Володин Вячеслав Володин, Председатель Госдумы РФ:

«Важно не закрыть, не отрубить, а обеспечить безопасность Интернета в РФ».

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Дорогу к «Умному городу» осилит идущий

Дорогу к «Умному городу» осилит идущий

Цифровизация, интеллект городов и безопасность стали главными темами беседы с Дмитрием Гуртовым, директором продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком».

– Дмитрий, какое участие «Ростелеком» принимает в разработке и реализации проекта «Цифровая экономика» в целом и раздела «Умный город» в частности?
– Самое деятельное. «Ростелеком» является соучредителем АНО «Цифровая экономика» и центром компетенций «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Наша компания обеспечивает экспертную поддержку, подготовку предложений для формирования программы и плана мероприятий по ее реализации в части развития информационной инфраструктуры. Кроме того, «Ростелеком» является участником Комитета РСПП по цифровой экономике, где мы представляем позицию компании по вопросам построения цифровой экономики, а также участвуем в нормотворческой деятельности.

«Ростелеком» также активно участвует в работе центра компетенций по «Умным городам», потому что давно и плотно занимается проектами, связанными с цифровизацией городского хозяйства. Представители компании оказывали экспертное содействие Минстрою России и направляли свои предложения при разработке паспорта ведомственного проекта и проекта плана мероприятий, оказывают методическую помощь регионам и муниципалитетам, которые заинтересованы в разработке концепций и программ «Умного города».

«Ростелеком» совместно с региональными органами власти и органами местного самоуправления ведет активное «пилотирование» решений «Умного города» по всей стране. Многие территории, с которыми наша компания уже сотрудничает по этому направлению, одновременно попали в перечень пилотных городов Минстроя России, в них планируется отработать комплекс нормативных, технических и организационных вопросов. «Ростелеком» проводит образовательные мероприятия в рамках форумов и конференций, на разных площадках демонстрирует практические подходы к реализации умных решений, показывает примеры и результаты использования технологий – свои и совместные с партнерами. Проверенные продукты и проекты «Умного города», которые компания реализовала с партнерами, сегодня представлены в Банке решений «Умных городов» Минстроя России. Сейчас в Банке более 150 проектов, из которых 46 – от «Ростелекома». Конечно, банк будет постоянно пополняться.

– Каким определением «Умного города» оперируют в Ростелекоме?
– Мы пользуемся определением АНО «Цифровая экономика». «Умный город» – это прежде всего город, а не технологии. Он внедряет новые организационные и технические решения, которые нацелены на существенное повышение качества и комфорта проживания не только ныне живущих, но и будущих поколений, а также новое качество управления городскими ресурсами и оказания услуг. Интеллектуальность решений для «Умного города» заключается не только в технических инновациях, но и в рациональном использовании возможностей уже существующей инфраструктуры, чтобы минимизировать затраты.

В рейтинге PwC 2016 года из пяти городов мира Москва – первая. Каждый год число желающих составить рейтинги «Умных городов» увеличивается: для оценки берут отдельные аспекты или оценивают в целом, тем не менее во всех индексах Москва в числе первых – состязается с Нью-Йорком, Лондоном по определенным аспектам.

При этом у каждого города абсолютно точно своя территория «умного развития», в силу различных особенностей (специфика социально-экономического развития, потребностей населения и бизнеса). Города в нашей стране тоже очень разные: моногорода, ЗАТО, наукограды, промышленные, туристи- ческие центры, в них используются разные технологии, решения, подходы, и, как следствие, порой оценить их в строгой единой системе критериев очень сложно, но пробовать и пытаться надо.

– Получается, что города развивают IQ по индивидуальным проектам? Типовой проект «Умного города» невозможен?

– И да, и нет. Нужен стандарт, общепризнанный набор критериев, не только технических. Есть проект стандарта, подготовленный Минстроем России. Он включает в себя ряд разделов: стратегия цифровой трансформации, единая база данных города (цифровой двойник) и интеллектуальный центр городского управления; цифровые платформы вовлечения жителей в решение вопросов городского развития; цифровая трансформация систем энергетической, коммунальной инфраструктуры (умное ЖКХ), эффективность организации городского транспорта и интеллектуальные системы безопасности. Вместе с тем типизация каких-либо решений – очень спорный вопрос. Никем еще не доказано, что одна платформа может  закрыть  все  потребности всех городов. У нас в России очень разная специфика регионов, муниципалитетов, совсем разные потребности, социально- экономические и даже природные особенности. Да, нужны принципиальные ориентиры: как подойти к цифровой трансформации городского хозяйства и инфраструктуры, как перейти на умное управление. Какие использовать решения, платформы. Но одновременно нужна гибкость, чтобы город мог использовать то, что ему реально нужно и важно, а все остальное подскажет рынок, который постоянно развивается и предлагает все более интересные инновации.

 Вы упомянули интеллектуальные системы безопасности. Можете пояснить, что это?

– Речь идет о внедрении аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», сегодня они уже включают технологии искусственного интеллекта, видеоаналитики для выявления преступников и предотвращения преступлений. Искусственный интеллект дает уникальные возможности с точки зрения алгоритмов прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, поскольку в системе собирается информация о жизнедеятельности города: со всех датчиков, камер, информационных систем, учитывается поведенческая аналитика.
– Речь идет о комплексной безопасности?
– Конечно. Система в случае возникновения ЧС автоматически определяет, кто попал в зону ее действия (например, сколько сейчас реально находится людей в доме по итогам работы умного домофона, который зафиксировал, кто ушел или пришел). С такими знаниями совершенно новых эффектов реагирования можно достичь. Дело в так называемой интегрированной системе умного управления городом, которая охватывает разные аспекты жизнедеятельности – это и обеспечение безопасности, и комфортная среда, и городское хозяйство. Данные о жизнедеятельности города позволяют принимать оптимальные управленческие решения. Конечно, требуется серьезное вовлечение во все эти процессы горожан: голосование по предложениям власти, выдвижение собственных инициатив, работа с общественным мнением, приоритизация проектов.
– Говоря о стандартном наборе сервисов для «Умного города», вы упомянули транспорт. Какие решения в области интеллектуальных транспортных систем сегодня необходимы для развития территорий?
– Вопросу транспортной мобильности на территории города в мировом масштабе отводится одно из первых мест с точки зрения вызовов и ожиданий. Проблема пробок и потребность в быстром безопасном перемещении актуальны для очень многих городов.
Давайте посмотрим, что такое город? Это совокупность объектов городской среды, которые могут внутри себя содержать некую инфраструктуру источников данных. На улице есть светофоры, опоры освещения, столбы с дорожными знаками, остановки общественного транспорта и так далее. Все они могут стать ценными источниками данных и получить новые функции.

«Умная» остановка – это уже не просто остановочный павильон, это островок безопасности, оборудованный видеокамерами, которые непосредственно связаны с центром обеспечения общественной безопасности. Это связь «Гражданин – полиция», вызов экстренных оперативных служб (112), доступ в Интернет через Wi-Fi, помощь в построении маршрута или поиске гостиницы. Любой человек на «умной» остановке может быть уверен, что информация о возможном происшествии будет доведена до разных служб гарантированно, и они соответствующим образом отреагируют. Далее на этой же самой остановке могут появиться сервисы, связанные с движением общественного транспорта, – информирование о прибытии, интерактивная карта, где можно посмотреть ближайшие объекты, выстроить маршрут и выбрать удобный способ перемещения. Долго ждать автобус? Пожалуйста – на выбор такси, каршеринг и другие сервисы.

Аналогично уличная опора освещения может стать хабом Интернета вещей. Ведь на нее можно установить и метеодатчики, и датчики экологического мониторинга, и видеокамеры наблюдения за транспортным потоком, включая камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, и управляемый источник освещения, который автоматически регулируется в зависимости от естественного освещения или тумана. Все эти объектовые элементы должны быть связаны между собой единой системой управления, единой платформой.

Полный текст беседы с Дмитрием Гуртовым опубликован в журнале «Безопасность зданий и сооружений» №2 2018 г. >

RSS
Опросы >

Как предотвратить взрывы бытового газа в домах?

голосовать

Все опросы
Взаимодействие >