Добавить в закладки Подписаться на новости
Анатолий Демьянов Анатолий Демьянов, директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России:

«Саммит по ТБ в Калининграде - прекрасная площадка для обмена мнениями и выработки единых согласованных подходов по существующим проблемам»

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Газета «Волго-Невский ПроспектЪ» – информационный партнер VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Особый путь «Росморпорта»

Особый путь «Росморпорта»
Ряд особенностей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ФГУП «Росморпорт» делают избыточными, по мнению экспертов, требования законодательства о транспортной безопасности. Возможно, некоторые проблемные вопросы будут решены после принятия поправок в ФЗ-16 «О транспортной безопасности».
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ-16) ФГУП «Росморпорт» планомерно организует и непосредственно осуществляет работу по защите от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) тех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ и ТС), в отношении которых предприятие является субъектом транспортной инфраструктуры (далее – СТИ).
Из общего числа объектов портовой инфраструктуры (около 2 тыс.) ФГУП «Росморпорт» в настоящее время выполняет функции СТИ только в отношении 37 ОТИ, которым присвоены соответствующие категории по транспортной безопасности.
Необходимо отметить, что морские терминалы (причалы), непосредственно эксплуатируемые предприятием, составляют лишь незначительную часть категорируемых ОТИ (около 30%) и организация мероприятий по их защите от АНВ, как правило, не вызывает особых трудностей.
Спорный вопрос
Проблемы возникают с теми ОТИ, к которым отнесены системы обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ) и которые включают береговые станции Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), системы управления движением судов (СУДС), контрольно-корректирующие станции (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Центры управления СОБМ представляют собой несколько помещений, в общем случае – операторский зал и серверная с оборудованием, которые, как правило, находятся на контролируемой (охраняемой) территории других категорированных ОТИ или размещены в различных административных зданиях, зачастую на условиях аренды. К примеру, ЦУ СУДС морского порта Новороссийск размещен на 14-м этаже административного здания ПАО «Новошип».
Указанные ОТИ оснащены в полном объеме техническими средствами контроля. Допуск работников в помещения организован согласно положениям пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на предприятии, в том числе с использованием систем контроля и управления доступом (СКУД).
***
О транспортных средствах
По состоянию на 1 сентября 2017 года категории по транспортной безопасности присвоены всем эксплуатируемым предприятием судам (транспортным средствам).
Ко второй категории ТС по транспортной безопасности отнесены 4 судна, к третьей категории – 41 судно и к четвертой категории – 216 судов.
В отношении всех ТС проведены дополнительные оценки уязвимости, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, а точнее, изменения, вносимые в них согласно указанному постановлению.
Однако при утверждении указанных документов мы столкнулись с определенными проблемами из-за неоднозначной трактовки компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности отдельных требований.
Так, пунктом 6.9 предписано утвердить в составе организационно-распорядительных документов, копии которых являются приложениями к плану ТС, Положение (Устав) о сформированном ПТБ. В случае привлечения ПТБ приложениями к плану ТС являются копия Положения (Устава) о привлеченном ПТБ и копия договора о защите ТС от АНВ.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ-16 СТИ перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по обеспечению транспортной безопасности ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
Эта же норма установлена в пункте 6.3 постановления – обеспечить защиту ТС от АНВ силами ОТБ ТС, в том числе привлекаемыми либо формируемыми из членов экипажа ТС.
Казалось бы, все ясно: субъект формирует силы ОТБ из членов экипажа ТС, обучает и аттестует их в установленном порядке и таким образом осуществляет защиту ТС от АНВ.
Однако компетентный орган не рассматривает план ОТБ при отсутствии копии Положения (Устава) о сформированном штатном ПТБ или Положения (Устава) о привлеченном ПТБ с копией договора о защите ТС от АНВ.
***
Подготовка и аттестация сил ОТБ
Частью 7.2 статьи 1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» определено, что силы ОТБ – лица, ответственные за ОТБ в СТИ, на ОТИ и ТС, включая персонал СТИ или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ или ТС.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 установлено восемь категорий сил ОТБ, подлежащих обязательной аттестации.
Из имеющегося к настоящему времени состава сил ОТБ ФГУП «Росморпорт» подлежат аттестации 847 работников. Это лица, назначенные ответственными за ОТБ в СТИ, на ОТИ и ТС, а также работники, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ ОТИ и ТС, и иные работники. Затраты на проведение их аттестации для предприятия ориентировочно составят более 12,5 млн руб.
Вместе с тем наличие только восьми четко обозначенных категорий сил ОТБ с жестко регламентированными для них требованиями к знаниям, умениям и навыкам, по нашему мнению, не в полной мере соответствует реальной практике организации работы в СТИ.
Почему, например, лицо, ответственное за ОТБ в СТИ, имеющем два-три ОТИ и несколько ТС, не может одновременно руководить выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ на ОТИ и ТС? Или работник СТИ, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ на ОТИ, быть одновременно лицом, ответственным за ОТБ на ОТИ? А если может, то по какой программе необходимо обучать и по какой категории аттестовать такого работника?
В процессе формирования ПТБ появились другие вопросы:
• Почему на единственном КПП небольшого ОТИ работник ПТБ, производящий досмотр в целях ОТБ, не может одновременно осуществлять наблюдение и/или собеседование?
• Можно ли считать наблюдение за обстановкой на ОТИ с использованием системы охранного телевидения управлением техническими средствами ОТБ? И обязательно ли осуществлять такое наблюдение с привлечением специально обученного и аттестованного работника ПТБ?
Безусловно, для крупных морских терминалов, используемых для перевалки грузов или перевозки пассажиров, существует необходимость узкой специализации и соответствующей аттестации работников по всем категориям.
Но для ОТИ ФГУП «Росморпорт» (объектов СОБМ, причалов для отстоя судов портового флота) такая специализация сил ОТБ не позволяет эффективно и рационально реализовывать мероприятия, предусмотренные планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
По нашему мнению, имеется необходимость в корректировке положений, утвержденных в 2014 году приказами Минтранса России, которые устанавливают требования к знаниям, умениям и навыкам, а также регулируют вопросы подготовки различных категорий сил ОТБ.
***

Александр Маркин,
начальник отдела обеспечения
транспортной безопасности
Управления обеспечения безопасности ФГУП «Росморпорт»


Текст публикуется с сокращениями.

Если вы хотите более детально и подробно знакомиться с публикацией, а также с другими профессиональными мнениями, последними изменениями в законодательстве, быть в курсе решений, которые помогут вам в выработке верной стратегии развития бизнеса, оформите подписку на журнал или купите его on-line>

     
RSS
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Какой эффект от участия в Саммите по транспортной безопасности – 2018 вы считаете для себя наиболее ценным?
 

голосовать

Всего проголосовало: 53

Насколько ограничение доступа к информации о госзакупках в сфере транспортной безопасности повлияет непосредственно на уровень безопасности ОТИ и ТС?

Существенно
40%
Не существенно
21%
Вообще не повлияет
40%
Все опросы
Взаимодействие >