Добавить в закладки Подписаться на новости
Николай Рогожкин Николай Рогожкин, Полномочный представитель Президента РФ в СФО:

около трети аэродромов, ветродромов и посадочных площадок СФО не используется

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Василий Ярцев

Василий Ярцев

Нужно бороться с причиной,а не со следствием!

Своим видением проблемы нарушения порядка на борту воздушных судов с нами  поделился Василий Ярцев, генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД РФ.

В настоящее время законодательно предлагается сформировать список пассажиров-правонарушителей, которым авиакомпании вправе отказать в перевозке. В такой реестр будут вноситься данные лиц, признанных судом виновными в совершении правонарушений на борту воздушного судна в течение последних пяти лет. Вести реестр будет Росавиация, а порядок его ведения и доступа перевозчиков к содержащейся в нем информации установит Правительство РФ. Предлагается также наделить остальных членов экипажа правом применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна, каким сегодня обладает только командир экипажа.
Кроме того, законопроект предусматривает ужесточение ответственности для «воздушных хулиганов». А именно дополнение ст. 20.1 КоАП РФ положением о наказании за мелкое хулиганство, совершенное на борту воздушного судна. За такое деяние предлагается установить штраф в размере от 10 до 15 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. А Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить ст. 213.1 «Хулиганство на борту воздушного судна». В соответствии с ней, например, драка на борту самолета может грозить лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом от 300 до 500 тыс. руб.

 
Василий Иванович, в обществе вызывают все более серьезное беспокойство участившиеся случаи хулиганства на борту воздушных судов. Пассажиры, нередко находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, устраивают драки, в том числе с членами экипажей, и ставят под угрозу здоровье и жизнь других участников полета. В чем, на Ваш взгляд, причина этого явления?
Действительно, проблема с участившимися случаями совершения правонарушений на борту воздушного судна гражданами в состоянии алкогольного опьянения или из хулиганских побуждений в последнее время получила довольно широкий общественный резонанс.
На наш взгляд, основной причиной роста числа правонарушений на воздушных судах является употребление спиртных напитков пассажирами (в том числе, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли) как во время полета, так и в пунктах общественного питания непосредственно перед вылетом.
Проблема в том, что после распада Советского Союза многие законодательные и нормативные акты в сфере гражданской авиации либо перестали действовать, либо стали более либеральными. Если вы вспомните, то в Союзе алкоголь было вообще запрещено употреблять в стерильных зонах аэропортов, и тем более на борту самолета! Сейчас же в магазинах duty free в аэровокзальном комплексе, а также в стерильных зонах аэропортов продаются спиртные напитки. Они свободно проносятся пассажирами на борт воздушного судна в ручной клади. К тому же, на борту самолета также продается алкоголь. Причем не только в бизнес-классе, но и в эконом!
Мы не раз поднимали в Минтрансе и Росавиации вопрос о необходимости ужесточения контроля за реализацией алкоголя в аэропортах и, в частности, в стерильных зонах, а также на борту.

Есть ли у МВД статистика подобных правонарушений? Какие рейсы, по Вашим оценкам, являются наиболее неблагополучными с точки зрения потенциальной угрозы актов воздушного хулиганства?
Да, такая статистика нами ведется. Только за девять месяцев текущего года транспортной полицией России совместно с авиаперевозчиками не допущено к перевозке воздушными судами 815 авиапассажиров. Из них 61 человек был привлечен к уголовной ответственности. В том числе по ст. 158 УК РФ — 4 человека, ст. 228 — 36, ст. 318 — 3, ст. 319 — 4, ст. 207 — 4, ст. 222 — 3, ст. 229 — 3. К административной ответственности были привлечены 754 авиапассажира. В том числе за:
-   мелкое хулиганство — 124;
-    распитие алкогольной продукции в неустановленных местах — 36;
-    появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения — 515;
-    незаконное приобретение, хранение, употребление наркотических средств — 54;
-    неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — 2.
Наибольшее количество таких правонарушений отмечается в аэропортах Центрального (198), Дальневосточного (102), Уральского (108) и Северо-Западного (108) федеральных округов.

Только за девять месяцев текущего года транспортной полицией России совместно с авиаперевозчиками не допущено к перевозке воздушными судами 815 авиапассажиров

За девять месяцев 2013 года снято с воздушных судов гражданской авиации 815 авиапассажиров. Из них привлечено к уголовной ответственности 13 человек, к административной ответственности привлечен 401 авиапассажир. Из них за мелкое хулиганство — 138; распитие алкогольной продукции в неустановленных местах — 27; появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения — 178; незаконное приобретение, хранение, употребление наркотических средств — 2.
Наибольшее количество таких случаев было отмечено в аэропортах Центрального (166), Сибирского (53) и Дальневосточного (47) федеральных округов.
Основная часть правонарушений на борту воздушных судов связана с чартерными перевозками. К сожалению, многие пассажиры начинают отмечать отпуск уже в аэропорту, потом — в стерильной зоне и продолжают употреблять алкоголь на борту самолета.
 
Представители авиакомпаний говорят, что действующая редакция Воздушного кодекса не дает членам экипажа воздушного судна достаточных полномочий, чтобы противостоять дебоширам на борту. Поскольку правом применять, в том числе меры принуждения, наделен только командир корабля. Как Вы относитесь к идее расширения полномочий экипажа, предложенной авторами законопроекта?
С нашей стороны возражений о наделении экипажа правом применять меры принуждения к хулиганам на борту нет. Но это, на наш взгляд, не решит проблемы. Сегодня у командира корабля есть право не допускать на борт пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Но авиакомпании редко пользуются этим правом, поскольку боятся судебных исков или просто не хотят связываться и создавать конфликтную ситуацию.
Кроме того, сотрудники, имеющие такие полномочия, должны быть специально подготовленными. Например, в зарубежной практике авиакомпании с этой целью создают службы авиационных маршалов. На последней сессии Ассамблеи ИКАО в Монреале поднимался вопрос о необходимости сопровождения самолетов сотрудниками служб безопасности. Это предложение было одобрено, и в следующем году соответствующие изменения могут быть внесены в Токийскую конвенцию, а затем — и в национальное законодательство.
К слову, уже сейчас некоторые крупные российские авиакомпании имеют на борту сотрудников со спецподготовкой. На наш взгляд, это один из правильных путей, которым мы должны двигаться в решении этой проблемы.
 
Но у полиции такое право есть уже сейчас…
Да, у нас есть право сопровождать воздушные суда, но, во-первых, для этого необходимо увеличить штат сотрудников. Во-вторых, сопровождение силами полиции означает дополнительные расходы для авиакомпании, поскольку она должна выделить для сопровождающего место на борту лайнера. В-третьих, такое сопровождение возможно только на внутренних рейсах. Поэтому сегодня мы практикуем сопровождение силами МВД только на каких-то неординарных рейсах, либо в случаях поступления информации о потенциальной угрозе.
 
То есть основная проблема — свободная реализация спиртных напитков? Какие механизмы ее решения Вы видите?
Именно так! Недавний резонансный случай с гражданином Кабаловым, устроившим драку на борту самолета, — яркое этому подтверждение. Кроме всего прочего, алкоголь в воздухе часто действует на человека иначе, чем на земле! По аналогии с тем, как перелеты обостряют течение многих хронических заболеваний. Сказываются набор высоты, давление, да и психологические факторы, такие как замкнутое пространство и др. В конце концов, ведь запрещено же курение на борту, и это правило неукоснительно соблюдается — я очень много летаю и могу подтвердить! Если человек может обойтись несколько часов без сигареты, то неужели он не сможет обойтись без алкоголя?!

Если человек может обойтись несколько часов без сигареты, то неужели он не сможет обойтись без алкоголя на борту самолета?!

Поэтому мы внесли предложение в Министерство транспорта — полностью запретить либо ограничить употребление алкоголя в стерильных зонах аэропортов, а также запретить его реализацию на борту воздушных судов. Кроме того, необходимо наделить авиаперевозчика правом изъятия на период полета алкогольной продукции, приобретенной в магазинах беспошлинной торговли. За рубежом есть хорошая практика, когда спиртные напитки, купленные пассажирами в магазинах duty free, не выдаются им на руки, а соответствующим образом упаковываются и направляются прямо на борт. Получить их пассажир может только по прилету в пункт назначения, предъявив посадочный талон.
В целях недопущения подобных правонарушений также представляется целесообразным внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации в части наделения экипажа воздушного судна правом расторжения договора воздушной перевозки пассажиров, прибывших на рейс в состоянии алкогольного опьянения и склонных к совершению противоправных действий.
Кроме этого, в целях профилактики хулиганских действий и повышения эффективности установленного законом наказания за акты хулиганства на транспортных средствах представляется целесообразным выйти с законодательной инициативой об увеличении размеров штрафа, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и дополнении части 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство») новым квалифицирующим признаком по месту совершения — в железнодорожном подвижном составе, на судах внутреннего плавания, морских и воздушных судах.
Наконец, можно упомянуть еще об одной превентивной мере. Мы не раз выходили с предложением об обязательном оснащении воздушных судов системами видеоконтроля. Согласитесь: если перед вылетом стюард объявит, что в течение всего полета будет вестись видеофиксация, и эти материалы в случае нарушений закона со стороны пассажиров могут быть использованы авиакомпанией в качестве доказательства, то уже само по себе это будет неплохим сдерживающим фактором! К сожалению, авиакомпании очень неохотно идут на это, поскольку такой шаг связан с дополнительными затратами. Хотя эта мера предусмотрена действующим 16-ФЗ «О транспортной безопасности»!
В заключение отмечу, что проект Федерального закона №544892-5, предусматривающий аналогичные предложения, рассматривался в Правительстве Российской Федерации еще в 2011 году, и так и не был реализован. Но сложившаяся на сегодняшний день ситуация свидетельствует об актуальности и целесообразности реализации указанных предложений, а также укреплении межведомственного взаимодействия в данной сфере, в том числе в ходе совершенствования нормативной правовой базы в сфере пассажирских авиаперевозок.

Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Всего проголосовало: 53

Насколько ограничение доступа к информации о госзакупках в сфере транспортной безопасности повлияет непосредственно на уровень безопасности ОТИ и ТС?

Существенно
40%
Не существенно
21%
Вообще не повлияет
40%

Всего проголосовало: 101

После пожара в Кемерово система обеспечения пожарной безопасности в России изменится или нет?

Нет, не изменится
68%
Изменится
26%
Затрудняюсь ответить
6%
Все опросы
Взаимодействие >