Добавить в закладки Подписаться на новости
Максим Соколов Максим Соколов, Министр транспорта РФ:

Идея  возложить обязанность по оценке уязвимости ТС на заводы–изготовители – сталкивается с очевидным контраргументом

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Международная конференция «Транспортная безопасность и технологии–2012»

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ - 2012»

В конференции приняли участие 220 специалистов транспортной отрасли со всех регионов России и стран СНГ.

Программа конференции была очень насыщенной и включала сложные, в некоторых случаях даже дискуссионные вопросы. За весь день работы конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся разграничения полномочий и ответственности за защиту объектов транспорта и транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, формирования в стране системы и специальных подразделений транспортной безопасности, страхования и совершенствования законодательства России, практические аспекты реализации.

В фойе конференции была развернута мини-экспозиция, где ведущие разработчики систем безопасности представили свои новые разработки. Все участники конференции перед ее началом и во время перерывов имели возможность ознакомиться со всеми представленными разработками.
Конференция открылась пленарным заседанием, в ходе которого были обсуждены вопросы обеспечения комплексной и транспортной безопасности. С основными докладами на пленарном заседании выступили: заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по транспорту Александр Сергеевич Старовойтов, директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Владимир Петрович Муратов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Борисович Черток, заместитель начальника ГУТ МВД России Василий Иванович Ярцев, начальник Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО «РЖД» Виктор Валентинович Клименков и специалист Центра специальной техники ФСБ России Евгений Михайлович Максимов.
Открывая Международную конференцию, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Борисович Черток рассказал о состоянии дел по категорированию и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Уделил внимание внедрению новых технологий дистанционного контроля с применением системы ГЛОНАСС.

Александр Сергеевич Старовойтов в своем выступлении затронул два основных момента. Это законопроект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» и создание при комитете ГД по транспорту секции «Транспортная безопасность».
Вся транспортная отрасль ждет с нетерпением принятия закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Законопроект корректирует понятия «объекты транспортной инфраструктуры», «перевозчик», «субъект транспортной инфраструктуры». Кроме того, проект федерального закона предлагает ввести понятия «подразделения транспортной безопасности» и «силы обеспечения транспортной безопасности», так как до сих пор не установлено кто же должен осуществлять функции по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и кто ответственный за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.
Также предполагается проводить обучение «сил обеспечения транспортной безопасности» и наделить «подразделения транспортной безопасности» полномочиями на досмотр пассажиров.
В законопроект в настоящее время вносятся дополнения и изменения перед вторым чтением.
Сейчас в комитете Государственной Думы по транспорту идет формирование секции «Транспортная безопасность». В секцию предполагается пригласить экспертов в области транспортной безопасности из различных ведомств и организаций.
Предполагается, что приглашенные эксперты, которые войдут в состав секции и будут разрабатывать предложения по изменению и дополнению отдельных положений Федерального закона «О транспортной безопасности».


В середине апреля комитет направил соответствующие приглашения. Положительный ответ дали уже 40 специалистов, и, предположительно, во второй половине мая пройдет первое заседание указанной секции.
Владимир Петрович Муратов отметил, что Министерство транспорта РФ как орган, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере транспорта, уделяет приоритетное внимание разработке и реализации системы мер направленных на обеспечение транспортной безопасности. Этим целям призван служить Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», впервые юридически закрепивший само понятие «транспортная безопасность». «Целью принятия закона было обеспечение устойчивого функционирования транспортной отрасли, которая в свою очередь, обеспечивает национальную безопасность, предотвращает и минимизирует вред здоровью и жизни людей, имуществу и окружающей среде», – заявил В.П. Муратов.


На сегодняшний день вступили в силу разработанные Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти 34 нормативных правовых акта: 7 федеральных законов, 9 нормативных актов Правительства РФ и 18 приказов Минтранса России.
Заместитель Председателя Правления Страховой Группы «СОГАЗ» Николай Галушин рассказал о перспективах развития законодательства в сфере страхования на транспорте. Особое внимание было уделено законопроекту «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. По мнению Николая Галушина, его принятие будет иметь большое значение для создания в России механизма гарантированных выплат пострадавшим в результате аварий на транспорте. Вместе с тем, текст законопроекта требует доработки: необходимо исключить двойное толкование в части определения страховых сумм и тарифов с учетом специфики каждого из видов транспорта, требований о наличии договоров обязательного страхования при осуществлении различных видов перевозок, четко определить механизм контроля за исполнением указанного федерального закона. Кроме того, целесообразно не ограничивать перечень лиц, имеющих право на получение возмещения вреда, только пассажирами.

Заместитель начальника ГУТ МВД России Василий Иванович Ярцев сообщил, что бесперебойная работа транспортной отрасли, ее защищенность от актов незаконного вмешательства является приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Эта деятельность осуществляется во взаимодействии с Минтрансом России, ФСБ России, другими органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами транспорта.
Ежедневно на посты и маршруты дополнительно выставляется до 5 тыс. сотрудников полиции, задействованы силы отрядов особого назначения (1,6 тыс. бойцов). Обследования стационарных объектов и подвижного состава осуществляется с использованием служебно-розыскных собак кинологических служб.
По словам В.И. Ярцева, в текущем году количество зарегистрированных преступлений на транспорте снизилось на 22,8% (13 659 преступлений)), в том числе 17,9% относящихся к категории тяжких и особо тяжких (3623). В целом по транспорту с учетом комплекса проведенных профилактических мероприятий и операций удалось достичь снижения на 6,3% общего количества преступлений, совершенных в общественных местах (2093).
Кроме того, Василий Иванович Ярцев рассказал о мероприятиях, направленных на повышение уровня антитеррористической защищенности. Во всех обслуживаемых аэропортах проводится 100-процентный досмотр на входах в аэровокзальные комплексы. Увеличена плотность нарядов ППСП на вокзальных комплексах, созданы оперативно-сыскные подразделения, которые в круглосуточном режиме работают в пассажиропотоке и нацелены на выявление по поведенческим признакам лиц, склонных к совершению преступлений, в том числе и потенциальных террористов.
Совместно с дирекциями железнодорожных вокзалов закрыты излишние входные зоны, на всех крупных вокзалах установлены стационарные металлодетекторы, силами сотрудников полиции совместно с ЧОО осуществляется выборочный досмотр граждан.
Нарядами полиции в текущем году обеспечено сопровождение чуть более 20% общего количества курсирующих поездов (22,3%, АППГ – 24,3%). Упор делался на наиболее криминогенные маршруты. Ежедневно на сопровождение поездов задействуется более 1 тыс. (в АППГ – 1502) сотрудников полиции, включая поезда дальнего следования (522, АППГ – 141) и пригородного сообщения (493, АППГ – 310).
В сопровожденных поездах не допущено совершения убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, разбойных нападений. На 16,7% снизилось количество совершенных грабежей (с 6 до 5).
О проблемных вопросах практической реализации законодательства в области транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта рассказал начальник Управления транспортной безопасности департамента безопасности ОАО «РЖД» Виктор Валентинович Клименков.
Он сообщил, что с целью обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте Компанией ежегодно выделяются финансовые средства на оснащение наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования техническими средствами охраны, их техническое обслуживание, ремонт и восстановление вышедшего из строя оборудования.
На 1 января 2012 г. за счет капитальных вложений ОАО «РЖД» 1256 наиболее важных объектов железнодорожного транспорта оснащено техническими средствами охраны, на что затрачено около 5 млрд руб. (в период с 2002 по 2011 г.).
Для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и пассажиров на железных дорогах ОАО «РЖД» на договорной основе, а также за счет собственных средств привлекает ведомственную охрану и частные охранные организации.
В 2011 г. за счет увеличения финансирования до 12,6 млрд руб. передано под охрану на 7,5% объектов больше, чем в 2010 г., всего более 5,8 тыс. объектов.
В 2012 г. Компанией выделено на охранную деятельность около 15 млрд руб., что позволит увеличить количество объектов, переданных под охрану, еще на 7,5% и довести их количество до 6257.
Общий объем финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов компании, запланированный в 2012 г., более 16 млрд руб.

По словам В,В.Клименкова, ОАО «РЖД» самостоятельно без помощи государства не в состоянии обеспечить реализацию требований по защите объектов железнодорожной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе и террористического характера. Также Виктор Валентинович Клименков рассказал о проблемах, с которыми сталкивается ОАО «РЖД» при выполнении требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
В своем выступлении представитель Центра специальной техники ФСБ России остановился на вопросах технологии комплексного обеспечения антитеррористической защиты различных видов транспорта.
Также он сообщил, что в настоящее время подготовлены, утверждены и направлены в Минтранс России технические требования к средствам досмотра, даны рекомендации по номенклатуре технических средств; введен в опытную эксплуатацию комплекс выборочного досмотра на станции Охотный Ряд, подготовлены методики опытной эксплуатации и инструкции персоналу; поставлен ряд НИОКР, направленных на создание комплекса технических средств выявления подозрительных пассажиров в интенсивном пассажиропотоке.
О техническом переоснащение светосигнальных систем аэродрома на базе оборудования отечественных производителей, как одном из средств защиты от несанкционированного вмешательства в работу системы обеспечения полетов воздушных судов и обеспечения безопасности организации воздушного движения, сообщил генеральный директор ООО «Аэросвет» Тимофей Львович Лошкарев.
Президент Консорциума «Интегра-С», Владимир Андреевич Куделькин, в своем выступлении рассказал о преимуществах использования геоинформационной системы непрерывного мониторинга, которая позволяет осуществлять централизованный контроль и вести наблюдение за территориально-удалёнными объектами государства. Она даёт возможность получать полную информацию с объектов в режиме онлайн, контролировать техническое состояние и управлять установленными подсистемами безопасности. Система оснащена шифрацией каналов связи и имеет соответствующие сертификаты ФСБ, а также обеспечивает доступ посредством электронной подписи. К тому же она полностью выполнена на базе программного обеспечения отечественного производства, что исключает возможность незаконного вмешательства из вне.
Начальник учебного центра Академии комплексной безопасности МИИТ Александр Николаевич Обухов в своем выступлении отметил ведущую роль кадрового обеспечения безопасности на транспорте.
Для массового обучения сотрудников создаваемых подразделений транспортной безопасности, во исполнение требований Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в МГУПС в составе Института комплексной безопасности (ИКБ) 1 декабря 2011 г. создан Учебный центр по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности (УЦТБ), который 1 марта 2012 г. был преобразован в Академию комплексной безопасности (АКБ).
Особенностью организации обучения в УЦТБ является упор на практические занятия, что подкреплено наличием в Центре основных видов используемых в интересах обеспечения транспортной безопасности технических средств, высококвалифицированных специалистов и преподавателей.
Особое внимание в процессе обучения всех должностных категорий будет уделено профайлингу. Сотрудники подразделений транспортной безопасности, независимо от возложенных на них функциональных обязанностей, должны уметь выявлять в пассажиропотоке подозрительных лиц (то есть лиц, не соответствующих профилю «типичного пассажира») и осуществлять с ними беседу с целью проверки по вербальным и невербальным признакам гипотезы об опасности пассажира и задержания (посредством беседы) пассажира до прибытия сотрудника МВД.
О положительной роли организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте, рассказал председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Николаевич Свешников.
Ассоциация организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности, «Транспортная безопасность» – добровольное объединение юридических лиц, деятельность которых связана с обеспечением транспортной безопасности в Российской Федерации, а также заинтересованных в повышении уровня безопасности транспортного комплекса и развитии данной отрасли в Российской Федерации.
После пленарного заседания состоялась пресс-конференция, в рамках которой Александр Сергеевич Старовойтов, Владимир Петрович Муратов и Владимир Борисович Черток ответили на все интересующие вопросы журналистов. Об актуальности темы транспортной безопасности и о существовании непонятных и спорных моментов свидетельствует и то, что общение с журналистами длилось 40 мин, вместо запланированных 20.

На брифинге представители СМИ затронули различные вопросы, связанные с безопасностью пассажиров на железнодорожном и авиационном транспорте. В частности, по словам Владимира Муратова, меры по обеспечению безопасности высокоскоростного движения на железной дороге будут приняты в первую очередь. Оснащение системами видеонаблюдения, противотаранными устройствами переездов, охрана железнодорожных объектов будут осуществляться не только на железной дороге, связывающей Москву и Санкт–Петербург, но и на направлении скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом. Интеллектуальная система видеонаблюдения уже контролирует около 200 км пути Октябрьской железной дороги, а в ближайшие месяц–два под постоянное видеонаблюдение будут взяты еще 300 километров.
Что касается авиационной отрасли, то, по мнению заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока, меры безопасности здесь выстраиваются таким образом, чтобы доставить минимум неудобств пассажирам. «Технические средства позволяют упростить многие процессы обеспечения авиационной безопасности в аэропортах», – отметил Владимир Черток. С 10 мая текущего года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ начали действовать изменения, внесенные в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров. В соответствии с нововведениями пассажиры смогут не снимать при предполетном досмотре обувь, у которой толщина подошвы до 1 см и каблуки не выше 2,5 см. Не нужно будет выкладывать на ленты транспортеров и ремни, ширина которых меньше 4 см, а толщина не более 0,5 см. В недалеком будущем будут сняты некоторые ограничения на объемы жидкостей, провозимых в ручном багаже. В данный момент технические новинки, позволяющие быстро досматривать обувь всех типов, вне зависимости от каблука, проходят апробацию в некоторых московских аэропортах, рассказал Владимир Черток. Он добавил, что российскими учеными уже разработаны и проходят испытания средства контроля опасности жидкостей.
После перерыва участники конференции получили возможность обсудить проблемные вопросы, касающиеся определенных видов транспорта в рамках 4 секций (по видам транспорта). В ходе работы секций развернулись горячие дискуссии. Руководители транспортных организаций получили возможность задать интересующие их вопросы представителям профильных департаментов Министерства транспорта РФ, федеральных агентств и федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
По мнению большинства участников конференции, формат и тематика мероприятия позволили рассмотреть наиболее актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности.
Итоговая резолюция конференции, содержащая рекомендации в сфере транспортной безопасности, будет направлена в Министерство транспорта РФ для включения в пакет проектов нормативных документов.
Так как мероприятие принесло практическую пользу для многих участников, были высказаны пожелания о проведении конференции «Транспортная безопасность и технологии» в 2013 г.

 

Просмотреть фоторепортаж с мероприятия ►

Взаимодействие >